Крым. Историческая справедливость

После известных событий, следствием которых стало «присоединение» Крыма к России, светлоликий президент В. В. Путин стал часто акцентировать своё внимание на том, что Крым является колыбелью русского православия. «И это [якобы] дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм.» То, что аннексия Крыма имеет потусторонние и иррациональные мотивы, я думаю, почувствовали многие на своей шкуре, как минимум, в виде замороженных пенсий на 2014 и 2015 года и гигантской инфляции, сравнимой лишь с инфляцией страны, находящейся в состоянии гражданской войны. Но я считаю, что каждый волен самостоятельно определять, как относиться к происходящему; я же предлагаю обратить свой взор в прошлое и изучить действия князя Владимира, «его духовный подвиг — обращение к православию», а также его предков.

Владимир в Корсуне
Владимир в Корсуне

Идея обратиться в православие пришла в голову Владимира неспроста: он был далеко не первый Великий Князь, принявший веру Константинополя. Так, ряд источников, в частности патриарх Фотий I, указывает на то, что первое крещение могло состояться за сто лет до официальной даты, приблизительно в 860-ых годах. Примечательно, что перед этим русы подошли к Цареграду и знатно разграбили караваны, направляющиеся в столицу Византии, и близлежащие окрестности, обогатившись большим количеством золота, в то время пока Константинопольские войска воевали «за веру» с арабами. Дружины Аскольда и Дира не стали дожидаться возвращения царя Михаила с армией, дабы не выяснять сильнейшего в честной битве, и, довольствовавшись богатой добычей, восвояси вернулись в Киев. Не ожидавшие такой наглости византийцы стали думать как избежать подобных неожиданностей в будущем и не нашли способа лучшего, как отправить послов (предположительно, всем известных Кирилла и Мефодия) с подарками, которые и уболтали часть знати обратиться в христианство.

Однако, Аскольд и Дир понесли заслуженное наказание за своё вероломство. Нет, не от византийцев — у них кишка была тонка. А вот новгородскому князю, Вещему Олегу, не составило труда разобраться с раздвоенной личностью киевского коллеги и отпотчевать Аскольда на своём корабле последним обедом. На этом о православии на Руси забыли до лучших времён, которые пришли вместе с великой княгиней Ольгой в 945 году (вы ведь не думали, что её канонизировали только за то, что она древлян пачками в банях жгла). Ольга приняла христианство в 957 году. Я сильно сомневаюсь, что она это сделала в Крыму, который в это время принадлежал Хазарскому каганату, который исповедовал иудаизм. Исторические документы также подвергают сомнению такую версию развития событий и предполагают, что таинство крещения произошло в Константинополе.

Но религия для Ольги не была чем-то святым и активно использовалась, как инструмент давления при ведении переговоров. Так в 959 году Елена, как крестили Ольгу, отправила послов к германскому королю, впоследсвии императору Священной Римской империи, с просьбой прислать на Русь епископа и священников. Простые соображения наталкивают на мысль, что эти священники были католическими. Однако их миссия провалилась, вероятно, потому, что Ольга смогла быстро договориться с братьями по вере о цене войска, которое было выслано для помощи византийцам в войне с арабами на Крите. Что же стало с немецкими послами? Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает:

962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся.

В 969 году Ольга отправилась на суд Божий, и Русь снова ждала тёмная полоса идолопоклонничества, сопровождавшаяся даже братоубийством на церковной почве: Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968–971 годов. Но, как известно, безвременье политеизма длилось недолго. В 978 Киевским князем стал Владимир Красное Солнышко, который позже, в 988 году, крестил всю Русь. Согласно президенту и повести временных лет, Владимир крестился в Херсонесе, по версии же монаха Иакова Черноризца Владимир пришёл в Херсонес спустя 3 года после крещения. Как бы там ни было, но креститель пришёл в древнегреческий город отнюдь не для того, чтобы мирно помолиться. Как и предшественник по должности Аскольд, он хотел обогатиться за чужой счёт и после длительной осады и захвата Корсуня-Херсонеса потребовал у византийских императоров выкуп и сестру Анну в жёны, пригрозив в противном случае освежить в памяти результаты похода русов вековой давности. Константинополю ничего не оставалось, как согласиться. Согласно той же «Повести временных лет», Херсонес был возвращён Византии в качестве выкупа за невесту.

Исходя из хитросплетения исторических событий, я могу сделать вывод, что выбор в пользу христианства был сделан исключительно из политических мотивов, дабы, показав военную мощь Руси, подняться на один уровень с западными императорами от дикого общинного строя. Подобная же ситуация складывается и в наше время спустя тысячу лет и, кто знает, чем закончится этот поход.

P.S. Интересное мнение протодиакона Андрея Кураева по теме.

Поделиться
This entry was posted in Society and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>